Проблемы с чтением испытывают до 60 % современных
первоклашек. У 5–8 % ребят эти трудности со временем перерастают в стойкие
нарушения. Если к 3–4-му классу ребенок все еще читает по слогам, переставляет
местами или глотает буквы и их сочетания, теряет строчку или возвращается к
прочитанному слову, то ему ставят диагноз «дислексия». Современные медики,
психологи, педагоги понятие «дислексия» (и связанный с ним термин «дисграфия»)
трактуют как комплексное нарушение чтения (и письма), происходящее в силу
разных причин внешнего и внутреннего характера.
Наиболее частые внешние причины:
экологические;
социально-экономические;
психологические (стрессы в школе, интенсификация учебного
процесса, неадекватность обучающих методик, завышенные требования учителя).
Внутренние причины:
генетическая предрасположенность (известно, что трудности с
чтением передаются по наследству);
нарушения, возникшие вследствие патологии беременности,
сложных родов;
дисфункция мозга (несформированность коры головного мозга,
регуляторных структур);
возрастная несформированность (задержка развития
познавательных функций).
Диагноз «дислексия» врач-дефектолог или психоневролог не
имеет права поставить раньше, чем ребенок пойдет в 3–4-й класс. До этого возраста
можно говорить только о наличии трудностей в обучении чтению и письму. Но если
в первые полгода учебы первоклассник за букварь садится только из-под палки, то
родители не должны терять времени даром.
Спохватившись вовремя, можно справиться с этой проблемой
вполне успешно и за относительно короткий срок. Чем позже начать ликвидировать
эти трудности, тем дольше придется работать. Научить читать запущенного
дислексика хотя и трудно, но возможно. А вот сделать так, чтобы он получал
удовольствие от общения с книгой – увы, практически нереально.
Работа над ошибками
Раньше ученые связывали развитие трудностей в обучении
чтению только с нарушением речевого развития. Сегодня известно: причин гораздо
больше. Кроме уже упомянутых, это могут быть проблемы зрительного и
зрительно-пространственного восприятия, нарушение моторных и зрительно-моторных
координаций, несформированность рабочей памяти и внимания, нарушения
артикуляции, несформированность слухового восприятия. Если одна из этих
«кнопочек» у ребенка западает, возникают проблемы с обучением в целом.
Выявить, что именно происходит с ребенком, самим родителям
нелегко, поэтому лучше всего обратиться к логопедам, дефектологам,
психоневрологам. В их профессиональном арсенале есть специальные методики,
которые помогают сначала разобраться в причинах развития у ребенка названных
выше затруднений, а затем и скорректировать эти проблемы.
Владеют специалисты и определенными секретами, многие из
которых совсем бесхитростны. Например, для гиперактивных детей с нарушениями
внимания порой достаточно надеть на книжную страницу полоску с передвижным
«окошечком», в которое помещается отдельное слово. Тогда все внимание ребенка
будет концентрироваться на одном этом слове, и он не будет отвлекаться на
другие.
Всему свое время
В появлении «дислексии развития» зачастую виноваты сами
родители. Их тщеславие и стремлениенаучить своего ребенка читать с пеленок
может сыграть злую шутку. Раннее обучение чтению, когда не все функции у малыша
для этого сформированы, как раз и приводит к такому печальному результату.
Ведь научиться читать к 5 годам способны всего 20 % детей,
остальные могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. А это и есть
прямой путь к дислексии.
Мамам и папам надо помнить, что нельзя сравнивать своего
ребенка с другими детьми, у каждого «фрукта» свой срок созревания. То же самое
касается и раннего обучения в школе: 30 % детей «созревают» для этого лишь к 8
годам, а остальные 70 % – не раньше, чем к 6–7 годам. Ведь для того чтобы уметь
читать, мало знать буквы. Процесс этот гораздо сложнее. Так что не стоит
стараться побыстрее сделать из малыша библиофила. Гораздо полезнее развивать
функции, которые подготавливают его к правильному восприятию текста. И когда
они будут сформированы, ребенок легко научится читать правильно.
Начинать профилактику дислексии следует еще с пеленок. С
малышом нужно больше разговаривать, играть, читать ему книги, а когда он
подрастет, чаще провоцировать на диалог и на монологическую речь. Важно также
развивать зрительно-пространственное восприятие, память, мелкую моторику
пальчиков.
Но занятия с ребенком 4,5–5,5 лет не должны превышать 5–10
минут, и проводить их нужно только в такое время, когда и у вас, и у малыша
хорошее настроение.
Ликвидация безграмотности
Серьезная опасность для детей школьного возраста заключается
в порочной практике скоростного чтения, которое навязывается ученикам во многих
школах. Это еще полбеды, если учитель проводит проверку на скорость чтения в
скрытой форме, но, к сожалению, часто эта «экзекуция» выглядит как
соревнование, результаты которого строго оцениваются, сравниваются и
обсуждаются в классе. Для ребенка это стресс, и очень опасный. Причем мучают
учеников абсолютно зря: при чтении вслух быстрее 80 слов в минуту человеческое
ухо воспринимает только часть информации, поэтому овладевать этим навыком
бессмысленно.
К тому же дислексия – не столько медленное, сколько
неэффективное чтение. Как показал анализ сдачи ЕГЭ, более половины выпускников
не способны, прочитав текст, выделить в нем главную мысль. А это значит:
несмотря на то, что наши дети худо-бедно научились складывать буквы в слоги, а
слоги – в слова, по-настоящему умением читать они так и не овладели.
Так что если учитель начальных классов предъявляет к вашему
ребенку завышенные требования, изводит его hроверками на скорость чтения,
подавляет эмоционально, обвиняя в лености или неспособности учиться, при этом
не хочет разбираться в причинах трудностей, то это свидетельствует лишь о том,
что педагог неквалифицированный. Учеба у него можетзакончиться для ребенка не
только дислексией, но и тяжелым неврозом, заиканием и психосоматическими
заболеваниями. И тут уже дело родителей: оставлять ли своего сына или дочь
учиться у такого «профессионала» или переводить в другой класс.
Сегодня, к счастью, дислексиков перестали считать людьми
интеллектуально ограниченными. Даже более того, некоторые ученые называют
дислексию одним из признаков гениальности.
В доказательство этой версии они приводят весьма
внушительный список знаменитостей, испытывавших трудности в письме и чтении:
Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Леонардо
да Винчи, Петр I, Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Квентин Тарантино, Оззи
Осборн, Том Круз и 40 % миллионеров (в том числе знаменитый Джон Рокфеллер) –
дислексики.
Автор статьи: Марьяна БЕЗРУКИХ
*** Подробней http://www.za-partoi.ru/dislexia.html
|